АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ
Поучение для одержимых страстью пьянства, праведного Иоанна Кронштадтского.
«О ужасная страсть! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния
через свою алчность к вину. Всякого больного можно лечить, а пьяницу и лечить нечем, если он сам не захочет
решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который Один Своей
благодатию может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Пьяницам вменяются их действия, ибо они ума и
свободы действия не лишаются; с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. «Пьяницы Царствия Божия не
наследят» (1 Кор. 6,10), если искренне не покаются.
Я видел многих пьяниц совершенно исцелившихся благодатию Христовою, которую они искренне искали, и которую
получили. А это дает мне повод сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощи у Спасителя и Он
непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание,
нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви. Но
многих я видел и вы видели погибшими ужасною кончиною без покаяния, самоубийством или опивством».

Выписка из книги протоирея Бориса Николаева
«Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной».
«Неоднократно повторяемый грех становится привычкой, врастает в душу и делается второй
природой, потребностью человека (страстью).
Страсть без сомнения во всех людях подлежит или покаянию, или будущей муке. Следует отметить, что страсть,
доведенная до высшей степени, отдает человека в рабство темной силы – в пьянстве это особенно заметно.
Кто отсекает прилог (предложение «сделай то и то…»), тот разом отсекает все последующее.
Грехи – это самые действия страстей. Можно иметь страсти, но не действовать по ним.
Воздержание – бездействие в отношении чего-либо.
Грех тайноядения зарождается в младенчестве. Из невинной детской шалости – съесть что-либо тайно – с годами
может вырасти ужасное зло – воровство, даже уголовное преступление, или по меньшей мере, всякая мелкая ложь.
В мирских семьях ни во что считается: ребенок без спросу берет конфету и другие лакомства. Духовники,
исповедуя детей, должны уделять этому греху особое внимание.
Господь наш Иисус Христос благословил вино на браке в Кане Галилейской, и возвысил его в Таинстве святой
Евхаристии. Спирт, составляющий основу вина, издревле и до наших дней употребляется в медицине как лечебное
средство. Но спиртные напитки, употребляемые сверх меры, приносят огромный вред. Чрезмерное их употребление
рассматривается как чревоугодие в самом худшем смысле. Оно особенно разжигает блудную страсть, ведет за
собой и другие страсти, разрушает телесную и душевную природу человека, делает его жалким пленником и
пожизненным рабом темной силы. Его воля окончательно поражается, и становится неспособной ни к какому
противостоянию. Враг делает с таким человеком все, что хочет.
Православное отношение к пьянству хорошо выразил святитель Иоанн Златоуст: «Вино – дело Божие, а пьянство –
дело диавола; не вино производит пьянство, а невоздержание. Не поноси творение Божие, а порицай безумие раба».
Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх
Божий, и победишь».
«Привыкший быть невоздержанным к вину, не приносящий посильного покаяния – готовься и жди
вразумительных действий Божиих. И когда они прийдут, то не ропщи – «за что и почему», - но терпи и кайся,
благодаря Бога, что здесь милостивно наказывает, и не хочет смерти грешника. Надо всегда бояться последствий
греха. Они приходят в самое неудобное для нас время».

|